Глаз человека. Путь развития.

Опубликовала: Лебедева М.В.

«...Сердце человека можно заменить,
глаз – никогда....»

Глаз человека, прежде чем стать совершенным органом и успешно выполнять своё назначение, проходит сложный путь развития.

Глаз функционирует не только как орган зрения, но и как «потребитель» световой энергии, необходимой для возбуждения определенных отделов мозга.
Благодаря воздействию света через глаз на гипофиз ряд эндокринных желез активнее продуцируют гормоны (гипофиз, надпочечники, щитовидная, половые и др.)
Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершаются к 2-3 годам, а в последующие 15-20 лет происходит меньше изменений, чем за первые годы.
Ко времени рождения ребенка его зрительная система в общих чертах близка по строению к зрительной системе взрослого, но отличается от неё меньшими размерами и структурной незрелостью.
В течении первого полугодия жизни ребенка в основном завершается структурное формирование зрительных путей.
В первые 2 месяца заканчивается развитие глазодвигательных нервов, у ребенка появляются реакции, обеспечивающие тончайшую координацию движений обоих глаз.
В первые 2 года происходит формирование коркового зрительного центра.
Глазное яблоко новорожденного имеет форму шара . Размер его около 16.2 мм, к году = 19.2 мм,к 3 годам=20.5 мм,к 7 =21.1 мм, к 11=22 мм, к 15 годам=23мм, к 20-24 годам=24 мм.
После рождения ребенка глазное яблоко продолжает расти, особенно быстро на первом году жизни.
К 12-15 годам оно достигает почти таких же размеров , как у взрослого. В этот же период формируется и оптическая система глаза.

Особенностью деятельности нервной системы ребенка после рождения является преобладание подкорковых образований. Вследствие этого у новорожденных отмечается склонность к генерализации реакций. Например: при резком и внезапном освещении глаз могут возникнуть генерализованные защитные реакции – вздрагивание тела , сужение зрачка, смыкание век при сильном откидывании головы ребенка назад.

Уже при рождении ребенка отмечается ряд безусловных зрительных рефлексов – прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом.

На 2-3-й неделе в результате появления условнорефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения. Таким образом, световая чувствительность появл-ся сразу после рождения. Но у новорожденного она резко снижена.

С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех её функций. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 её уровня у взрослого. К 12-14 годам становится нормальной.

Роговица – основная преломляющая структура глаза. У детей 1-го года жизни она составляет около 46 диоптрий, а к 7 годам . Как и у взрослых – около 44 диоптрий. У взрослого роговица очень чувствительна. В первые же месяцы жизни ребенка роговицы малочувствительна, в этот период особенно опасно попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел, которые не вызывают раздражения глаз, боль и беспокойство ребенка и могут могут вызвать тяжелые повреждения роговицы ( кератиты).

У годовалого ребенка чувствительность роговицы почти такая же, как у взрослого.

Сетчатка - «окно» в головной мозг, она является внутренней оболочкой глаза, выстилающей глазное дно. Она обеспечивает человеку центральное зрение.

Зрение ребенка первых месяцев жизни считается примитивным светоощущением – слежением. Это врожденная функция. При этом взор не останавливается на предметах. Со 2-ой недели жизни ребенка появляется фиксация, т.е более или менее длительная задержка взора на предмете. Движения глаз в этот период ещё не координированы. Лишь со 2-го мес. появляется синхронное слежение, развивается продолжительная бинокулярная (двумя глазами) фиксация взора.

Предметное зрение появляется у ребенка только на 2-3 месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование – от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать.

К 2-м месяцам ребенок узнает грудь, к 3-м мес – мать, с 6-8 мес – начинает отличать простые геометрические фигуры, а ко 2-му году или позже различает рисунки.

Совершенное восприятие формы предметов и нормальная остроты зрения развиваются у детей только в период школьного обучения. В связи с эти о возрастных нормах остроты зрения у детей дошкольного возраста можно судить лишь с большой долей условности.

ВозрастОстрота зрения ( в ед)

1 неделя
1 мес
3 мес
6 мес
1 год
2 года
3 года
4 года
5 лет
7 лет
8-15 лет

0.004-0.02
0.008-0.03
0.05-0.1
0.1-0.3
0.3-0.6
0.4-0.7
0.6-1.0
0.7-1.0
0.8-1.0
0.9-1.0
0.9-1.0

Вся сетчатка участвует в периферическом зрении, которое определяется полем зрения. Границы поля зрения у детей школьного возраста на 10* уже границ взрослого человека.

Развитие цветового зрения у ребенка идет параллельно остроте зрения, но обнаружить его наличие удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляются у ребенка к 6 мес жизни.

Нормальное формирование цветового зрения зависит от условий освещенности, следовательно, для правильного развития цветового зрения необходимо создать детям условия хорошей освещенности и с раннего возраста привлекать их внимание к ярким игрушкам, располагая эти игрушки на значительном расстоянии от глаз (50 см и более) и меняя их цвета.

При выборе игрушек следует учитывать, что центральная ямка сетчатки более всего чувствительна к желто-зеленой части спектра и мало чувствительна к синей.

Начиная осязать различные предметы, ребенок получает первые ощущения об их трехмерном измерении, о телесности вещей. К 3-4 месяцам осязаемые предметы дети устойчиво фиксируют обоими глазами, т.е бинокулярно. Но для бинокулярного зрения характерно не только ощущение формы предметов, но и пространственного расположения их, отстояния от глаз. В результате у детей уже в том возрасте, когда они начинают ползать и ходить, постепенно развивается и эта сторона бинокулярного зрения. Наличие бинокулярного зрения возможно при условии полного мышечного равновесия